Упражнения для 1 класса

 Упражнения для развития фонематического слуха

     В этом разделе описаны упражнения, ис­пользуя которые вы поможете ребенку овладеть навыками звуко­вого анализа слов, разовьёте у него способность без ошибок разли­чать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.

Упражнение № 1. «Назови слова»
(Для развития слуховой дифференцировки)
Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начи­наются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..
Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые закан­чиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).
Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение № 2. «Хлоп-хлюп»
(Обучение звуковому анализу слова)
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.
    Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
    Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
    Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
    Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
    Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение № 3. «Играем со словом»
(Обучение звуковому облику слова)
Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчи­вается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..
Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».
Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..
Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».

Упражнение № 4. «Путаница»
«Послушай внимательно стихотворение.

  Кто на дереве сидит? Кит.
  В океане кто плывет? Кот. 
  В огороде что растет? Рак.
  Под водою кто живет? Мак.
  Перепутались слова!
  Я командую «раз-два»
  И приказываю вам
  Всех расставить по местам».
     Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
      Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подве­сти его к мысли, что один звук может полностью изменить значе­ние слова.

Упражнение № 5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изме­нить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, пе­даль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение № 6. «Длиннее-короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать.
Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.


Упражнения для развития словарного запаса

   Предлагаемые ниже упражнения помогут вам пополнить объем словарного запаса у ребенка за счет усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональных оттенков, переносного зна­чения слов и словосочетаний. Работая над словарем, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребе­нок постоянно использует), но и пассивному (т.е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируйте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует редко. Занимайтесь расширением словарного запаса вне занятий: на улице, во время игры, просмотра телепередач и т.д., привлекая внимание ребенка к новым незнакомым словам и объясняя их значение. Помните, что расширение словаря - ежедневная, постоянная работа, кото­рая длится у человека всю жизнь.

Упражнение № 1. «Игра в слова»
Задание № 1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Вы можете проводить это упражнение в виде соревнования: «Кто назовет как можно больше слов, обозначающих фрукты и т.д.?»

Задание № 2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать,. что этот предмет может делать».
Мотель — метет, а гром — ...,
ветер — ..., а снег — ...,
дождь — ..., а солнце — ...
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце,  оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Упражнение № 3. «Признак»
Задание № 1. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»
железо —________________________
бумага —________________________
дерево —________________________
снег —__________________________
пух - ___________________________
стекло —________________________

Задание № 2. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня.)

Задание № 3. «Сравни:
по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности — веревку и нитку, камень и глину;
по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте — куст и дерево, гору я холм».

Упражнение № 4. «Угадайка»
 Задание: «Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит —
Сядет и укусит.          (комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста.        (арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

Упражнение № 5. «Слова-приятели»
(Упражнение на синонимы)

Задание № 1.  «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный) «Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»
Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?
Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

ВНИМАНИЕ!!! В книжных магазинах продаются словари синонимов, антонимов. Также данные словари можно взять в школьной и городской библиотеках.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение № 6. «Слова-неприятели»
 (Упражнение на антонимы)
Задание: Скажи наоборот:

холодный        чистый       твердый        толстый
тупой             мокрый       старший       светлый
просторный     враг           верх            проиграть
поднять          день           утро            весна
зима              завтра         рано           близко
низко             редко          медленно    радостно
темно             сел             взял           нашел
шбыл              уронил        насорил      выпрямил
легкий            высокий      больной

Упражнение № 7. «Один и много»
(Изменение слов по числам)

Задание № 1. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».
книга           ручка          лампа        стол          окно
город          стул             ухо           брат          флаг
ребенок       человек       стекло      трактор     озеро
имя              весна          друг          семя         арбуз

Задание № 2. «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».
когти        облака      воины           листья
цветы       пилы         молодцы     стебли

Упражнение № 8. «Уменьшение»
Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький пред­мет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — ...?»

трава   рука        плечо     солнце   банка
стул     книга      флаг       чашка     шапка

Упражнение № 9. «Закончи слово»
Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...» (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че, и т.п.

Упражнение № 10. «Объясни слово»
Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»
нож        шляпа                мяч                письмо
зонтик    подушка           гвоздь          осел
мех         алмаз                соединить    лопата
меч         неприятность  храбрый       стихотворение
герой     азартная игра
Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, ука­зывая основной вид использования предмета, описывая его при­знаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, 
дополняя ряды слов самостоятельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий