Дисграфия

Нейропсихология и правописание: работа над ошибками
Жалобы на резко упавшую грамотность школьников стали в последние годы крайне распространённой темой в разговорах родителей и учителей. Диагноз «дисграфия», несколько десятилетий назад считавшийся экзотикой, сегодня уже никого не удивляет. Все чаще учителя говорят о неспособности школьников писать связные, логически выстроенные предложения и тексты.
Привычными стали и массовые претензии к почерку учеников. Речь при этом идёт о детях, у которых интеллектуальное развитие, слух и зрение - в норме. Специалисты объясняют такую тенденцию в первую очередь снижением двигательной и игровой активности, слабым развитием воображения, чрезмерной увлечённостью гаджетами. То есть предположений, почему грамотность снижается, немало, и многие звучат вполне разумно. А вот «работающих» методик, способных помочь безграмотным детям, – гораздо меньше. Но, к счастью, они есть.
Вот типичная ситуация: есть правила русского языка и есть ученик, который эти правила вызубрил. Но на грамотности письма эти вызубренные правила, сколько ни бьются учителя и родители, не отражаются. И сколько ни делай «работу над ошибками», сколько ни тренируй искать проверочные слова - эффекта ноль, одни и те же ошибки переползают из задания в задание, из тетради в тетрадь. Так, может, не в прилежании дело, не в том, что ученик «не старается писать правильно»? Но тогда - в чём? 
Что отвечают нейропсихологи
До недавнего времени ответа на этот вопрос не было. Но в последние годы педагоги, которые постоянно ищут новые пути борьбы с безграмотностью, обратились к достижениям смежных наук, одной из которых является нейропсихология. Исследования нейропсихологов показывают, что причина кроется в неразвитости отдельных участков мозга и их «разбалансировке». 
Условно говоря, один участок мозга отвечает за «включение» человека в мыслительную деятельность (и при слабой активности ведет к быстрой утомляемости), другой – за память, хранение информации, ориентацию в пространстве (в том числе –  расположение букв и слов), третий – за постановку задачи и контроль её выполнения (кроме прочего, реализует механизм применения правил в письменной речи, регулирует нормы поведения). И если какой-либо из участков мозга «проседает», то некоторые функции, которые необходимы ребенку в учебной деятельности, могут «работать» не в полную силу.
Так что винить ребенка в неспособности писать красиво и правильно – бессмысленно. Это не его вина. Но помочь ему справиться с этой проблемой можно и нужно.  
Правильное, грамотное письмо — результат слаженной работы большого количества систем организма, результат гармоничного и своевременного развития многих психических функций. А результативная учебная деятельность любого ребёнка — это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга.  
Такой подход  к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.
Что должно насторожить учителя и родителей
Проблемы, которые должны насторожить родителей и учителей:
• постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах;
• «невнятный», неразборчивый почерк;
• неспособность применять правила при письме (при том, что сами правила ученик может хорошо знать);
• отсутствие логики при составлении предложений и текстов;
• нелюбовь к чтению.
Всё это – явления одного порядка, чаще всего они существуют в комплексе и осложняются психологическими проблемами, поскольку из-за постоянных неудач ребенок быстро утрачивает веру в свои силы, и занятия вызывают у него только негативные эмоции. Поэтому и справляться с проблемами предстоит комплексно. 
Так как же решать проблему?
Сегодня разработаны и уже успешно применяются авторские методики, основанные на сочетании педагогических, психологических и нейропсихологических практик, где используются и движение, и логика, и творческая активность ребёнка. Чтобы «включить» все участки мозга и заставить их гармонично работать, нужно поддерживать интерес к предмету. Психологи в таких случаях советуют, прежде всего, не ругать ребенка за промахи и не сравнивать его с другими учениками. Напротив, хвалите его за каждую, пусть маленькую, но удачу. Давайте ему индивидуальные задания и не торопите с их выполнением. Словом, создайте атмосферу, в которой он почувствует себя комфортно и перестанет «зажиматься». 
Следующим этапом должно стать включение в процесс специальных заданий и упражнений, основанных на сочетании движения и речи. Самый простой пример – попросите ребенка отвечать на вопросы «по-болгарски»: «да» – отрицательные движения головой, «нет» – кивок. Вроде бы ничего сложного, выглядит как игра, но такие упражнения выводят определенные участки мозга из «спящего режима» и помогают координировать их деятельность. Еще один нехитрый пример: учитель договаривается с учениками, что, как только они услышат кодовое слово (к примеру, «упражнение»), все должны встать (или поднять руки, или сказать что-то в ответ). Такие задания тренируют память, помогают сконцентрироваться, улучшают внимание, реакцию и скорость мышления, привлекают внимание к СЛОВУ. 
Филолог Марина Сорокина считает, что сочетание движения, логики и творчества позволяет пробудить у детей интерес к языку: «Урок, построенный с учетом нейропсихологических практик, отчасти напоминает спектакль. У него есть интригующее начало и определённая драматургия. Дети незаметно для них самих становятся увлечёнными участниками процесса под названием «Русский язык - интересней некуда!» Это можно сравнить с ситуацией, когда ты пришёл в кино с плохим настроением, а фильм с первых же кадров тебя захватил, тебе интересно. Благодаря особой ритмике всего происходящего, у ребенка, давно потерявшего интерес к такому предмету, как русский язык, просыпается азарт! Ученики весь урок в тонусе – темп такой, что у них нет ни повода, ни возможности расслабиться. Постоянно меняющиеся увлекательные задания заставляют школьников быстрее соображать - и, как результат, они начинают любить русский язык, улучшается грамотность». 


Комментариев нет:

Отправить комментарий